Жесты в школьной жизни и не только...

 

  

Проектно-исследовательская работа 

          "PROЖесты"            

                                    С научной точки зрения…

  Г.Е.Крейдлин

 

 

Обращаясь к научным исследованиям профессора Российского государственного гуманитарного университета Григория Крейдлина можно отметить, что педагоги принимали активное участие в разработке школьных этикетных знаков и правил, которые включают в себя определенные жесты, характеризующие общепринятые правила коммуникации между учителем и учеником в школе: 

" Люди, заинтересованные в том, чтобы их взаимодействие с другими людьми было успешным, уделяют большое внимание не только тому, что они говорят, но и тому, как они говорят и как ведут себя во время общения. Общая тональность беседы, поведение собеседников... - все это обуславливает гладкость общения и направлено надостижение определенных коммуникативных целей. Коммуникация людей всегда осуществляется в определенных рамках, которые задаются (часто неявными) нормами и допущениями.Среди них выделяются правила трех видов. Это (1) языковые правила, которые отвечают за правильное построение естественно-языковых высказываний и текстов. Это (2) коммуникативные правила - правила, регулирующие речевое и неречевое поведение людей, участвующих в актуальной коммуникации, и, наконец, это(3) социальные регламентации и запреты, которые циркулируют в данном обществе и которым подчиняется поведение его членов.

Последние два типа правил составляют основу понятия  этикета.  Разработкой этикетных правил занимались и продолжают заниматься люди самых разных профессий и интересов - философы, писатели, лингвисты, психологи, педагоги и даже представители власти. Проблемы функционирования  этикета  и правила этикетного поведения  всегда вызывают широкий общественный резонанс".

Так, например, соотнося это к школьной жизни, нормой этикета ученика  считается приветствие входящего в класс учителя стоя  или, наоборот, не принято разговаривать с педагогом, держа руки в карманах.

"Собственно речевые навыки, такие как, например, умение правильно выражать мысль на естественном языке, будут бесполезны, если человек не умеет себя вести. Диалог едва ли не сразу прерывается, даже толком не успев начаться, если вступивший в него человек не уважает собеседника и  нормы приличия, не знает основных способов и правил ведения разговора. Поэтому ребенка с самого раннего возраста родители  учат правильным манерам поведения. Ему говорят о том, как следует вести себя, как разговаривать с другими людьми, то есть общаться с равными себе и со старшими. Умные родители и учителя должны понимать, что если ребенок не овладеет на практике этикетными знаками и правилами, то он не сможет адаптироваться в обществе.  Но ребенка учат не только, как нужно разговаривать, но и как следует вести себя, одеваться, приветствовать, прощаться  и еще очень многому другому. Овладение ребенком этикетными нормами и знаками может происходить также и бессознательно – в процессе наблюдения его за поведением окружающих людей, за их действиями и поступками.Обучение нормативному, правильному, или, как иногда говорят, приличному поведению, происходит и  в детстве, и на протяжении всей жизни человека. Это связано с тем, что человек постоянно вовлекается в новые жизненные ситуации, расширяет круг связей и вступает в коммуникацию с новыми людьми."

Это и есть ответ на вопрос "Зачем нужны жесты школьнику?"  Язык жестов - не лишнее украшение, руки надо не «девать», а самым активным образом использовать. Этикет и, как его составляющая, жесты — сильнейшей оружие с мощным энергетическим и смысловым потенциалом. И кто как не ученик и его учитель знает про силу жестов.

Бесплатный хостинг uCoz