|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ. ГИПОТЕЗЫЖесты в школьной жизни играют значительную роль в общении. В ходе работы над проектом были выдвинуты две гипотезы.Гипотеза 1. Жесты помогают усвоению получаемой в школе информации.Гипотеза 2. Школьные жесты являются универсальными для всех учеников.По моим наблюдениям и опросам установлено, что на уроках используют активную жестикуляцию 70% респондентов (учеников), а на переменах – все 100%. В течение 3-х месяцев я собрала 72 жеста, и отдельно был еще исследован тайный алфавит (чтоб учитель не догадался) учеников средней школы. Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятых словарей и правил компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства и побуждения. В своей работе я попробовала проанализировать жесты, используемые в школьной жизни.Полученный портфель из 72-х жестов я классифицировала по нескольким параметрам.По эмоциональному фону: Нейтральные -32шт, например, жест «объединение», «тишина в классе»;Положительные -21 шт, например, жест «восторг» и «сработало!»;Отрицательные -19 шт, например, жест «испуг» и «нет».
Вывод: по эмоциональному фону почти половина жестов – нейтральные, а вторая половина носит явно выраженный положительный и отрицательный оттенок. 2. По выполняемой функции:выражение эмоций- 22 шт, например, жест «попался», «предвкушение»;оценка действий другого – 36 шт, например, жест «Ок!», «сработало»;организация совместных действий – 14 шт, например, жест «подойди», «запишем в тетради».
Вывод: по выполняемой функции большинство жестов - 81% относится к организации и оценке совместных действий, т.е. там, где нужно обсуждать и договариваться – жесты активно используются. 3. По сфере использования:универсальные (используются и на уроке, и во внеурочной жизни, понятны и взрослым, и детям) – 23 шт, например, жесты «готовность к ответу», «несогласие»;профессиональные (используются на уроках для работы), которые делятся на специальные (т.е. для отдельных дисциплин) и общие (используются на многих предметах) – 11 шт, например, жесты «суффикс», «модуль»;жаргонные (используются учениками как тайный язык) – 40 шт, например, жесты «есть идея», «отлично в квадрате», «позвони».
Вывод: по сфере использования жесты преобладают (54%) в отдельных группах, которые ими активно пользуются. В данном случае – ученики применяют «жаргоны». Самый маленький процент занимают жесты учителей-предметников, т.к. у них свои узкоспециализированные жестовые приемы передачи информации.В Приложениях мною представлены атласы жестов: универсальный (общепринятый), узкоспециализированный (по предметам), тайный (чтоб учитель не догадался) и секретный алфавит. Гипотеза 1 . Жесты помогают усвоению получаемой в школе информации. Первая направлена на исследование качества восприятия нового материала на уроке с активным использованием жестов.Ведь ученик должен хорошо понимать жесты своего учителя!Мною проведен видео-эксперимент, где для определения качества воздействия жестов на восприятие новой информации у школьников было снято две пары роликов.В эксперименте принимало участие два четвертых класса моей школы по 22 ученика: 4"Б" и 4"В".Первая пара роликов давала определение окружности - без жестов и с жестами. Вторая пара роликов озвучивала теорему по геометрии - без жестов и с жестами.Определение окружности: «Окружность – это геометрическая фигура, состоящая из точек на плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки».Теорема по геометрии: «Если при пересечении 2-х прямых секущей, накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны».4"Б" класс смотрел видеоролик из первой пары про окружность без жестов и из второй пары про теорему с жестами. А 4"В" класс наоборот. После этого проведен опрос (см. Опросный лист для эксперимента в разделе "Эксперимент в школе") по просмотренному материалу. Потом были подсчитаны правильные ответы в каждом классе по каждому видеоролику.РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА: по данным эксперимента (См. раздел "Эксперимент в школе") очевидно, что качество восприятия новой информации у учеников с использованием жестов в 2-3 раза выше, чем без них. Наша Гипотеза №1 оказалась верной! В ходе проведения эксперимента и обработки опросных листов выявилось одно очень важное наблюдение. Часть респондентов на вопрос «Сколько точек на окружности?» написали определенное число точек при правильном ответе - «Множество точек». Анализируя эти полученные неверные ответы учеников, я пришла к интересному выводу – во время эксперимента жестами сопровождалось выражение «состоит из множества точек». Учащиеся глазами «поймали» невербальную информацию, передаваемую рукой ведущего – обозначение рукой множества точек на окружности и просто посчитали сколько раз рука ведущего изобразила точку. Вербальный канал в этот момент не был активным. Смысл слов отошел на второй план. Еще один важный вывод по полученным результатам эксперимента: жест учителя должен быть точно продуман, аккуратен и использован как сопровождение смысла слов. Гипотеза 2. Школьные жесты являются универсальными для всех учеников. Для проверки Гипотезы №2 я решила провести анкетирование среди нескольких школ из разных городов и районов Москвы. В опросе принимали участие ученики ГБОУ СОШ 1262 г.Москвы, СОШ № 468 г.Москвы, СШ № 189 г.Киева. Всего 74 респондента.Словарь предложенных для исследования жестов включал 15 знаков. (Анкетный лист размещен в Приложениях). Было предложено расшифровать значение одних и тех же жестов.Результаты опроса:Верно распознано - 602Частично верно - 176Не верно - 148«Не знаю этот жест» - 184
ВЫВОД: Гипотеза №2 о том, что школьные жесты являются универсальными для всех учеников, не подтвердилась. Значение жестов оказалось разным у 13% опрашиваемых, а 17% вообще не смогли расшифровать их значение.
|