Жесты в школьной жизни и не только...

 

  

Проектно-исследовательская работа 

          "PROЖесты"            

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ. ГИПОТЕЗЫ

Жесты в школьной жизни играют значительную роль в общении.

 В ходе работы над проектом были выдвинуты две гипотезы.

Гипотеза 1. Жесты помогают усвоению получаемой в школе информации.

Гипотеза 2. Школьные жесты являются универсальными для всех учеников.

По моим наблюдениям и опросам установлено, что на уроках  используют активную жестикуляцию  70% респондентов (учеников), а на переменах – все 100%.

  

                          

 

В течение 3-х месяцев я собрала 72 жеста,  и отдельно был еще исследован тайный алфавит (чтоб учитель не догадался) учеников средней школы.

              Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятых словарей и правил компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства и побуждения.  В своей работе я попробовала проанализировать жесты, используемые в школьной жизни.

Полученный портфель из  72-х  жестов я  классифицировала по нескольким параметрам.

  1. По эмоциональному фону:

  • Нейтральные -32шт, например, жест «объединение», «тишина в классе»;

  • Положительные -21 шт, например, жест «восторг» и «сработало!»;

  • Отрицательные -19 шт, например, жест «испуг» и «нет».

  

 

Вывод: по эмоциональному фону почти половина жестов – нейтральные, а вторая половина носит  явно выраженный положительный и отрицательный оттенок.

       2.   По выполняемой функции:

  • выражение эмоций- 22 шт, например, жест «попался», «предвкушение»;

  • оценка действий другого – 36 шт, например, жест «Ок!», «сработало»;

  • организация совместных действий – 14 шт, например, жест «подойди», «запишем в тетради».

  

Вывод: по выполняемой функции большинство жестов  - 81% относится к организации и оценке совместных действий, т.е. там, где нужно обсуждать и договариваться – жесты активно используются.

    3.   По сфере использования:

  • универсальные (используются и на уроке, и во внеурочной жизни, понятны  и   взрослым, и детям) – 23 шт, например, жесты «готовность к ответу», «несогласие»;

  • профессиональные  (используются на уроках для работы), которые делятся на специальные (т.е. для отдельных дисциплин) и общие (используются на многих предметах) – 11 шт, например, жесты «суффикс», «модуль»;

  • жаргонные (используются учениками как тайный язык) – 40 шт, например, жесты «есть идея», «отлично в квадрате», «позвони».

 

Вывод: по сфере использования жесты преобладают (54%) в отдельных группах, которые ими активно пользуются. В данном случае – ученики применяют «жаргоны».  Самый маленький процент занимают жесты учителей-предметников, т.к. у них свои узкоспециализированные жестовые приемы передачи информации.

В Приложениях мною представлены атласы жестов: универсальный (общепринятый), узкоспециализированный (по предметам), тайный (чтоб учитель не догадался) и секретный алфавит.

 Гипотеза 1 . Жесты помогают усвоению получаемой в школе информации.

           Первая направлена на исследование качества восприятия нового материала на уроке с активным  использованием жестов.

Ведь ученик должен хорошо понимать  жесты  своего  учителя!

Мною проведен видео-эксперимент, где для определения качества воздействия жестов на  восприятие новой информации у школьников было снято две пары роликов.

В эксперименте принимало участие два четвертых класса моей школы по 22 ученика: 4"Б" и 4"В".

Первая пара роликов давала определение окружности - без жестов и с жестами. Вторая пара роликов озвучивала теорему по геометрии - без жестов и с жестами.

Определение окружности: «Окружность – это геометрическая фигура, состоящая из точек на плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки».

Теорема по геометрии: «Если при пересечении 2-х прямых секущей, накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны».

4"Б" класс смотрел видеоролик из первой пары  про окружность без жестов и из второй пары про теорему с жестами.  А 4"В" класс наоборот. После этого проведен опрос (см. Опросный лист для эксперимента в разделе "Эксперимент в школе") по просмотренному материалу.  Потом были подсчитаны правильные ответы в каждом классе по каждому видеоролику.

РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА: по данным эксперимента (См. раздел "Эксперимент в школе") очевидно, что качество восприятия новой информации у учеников с использованием жестов в 2-3 раза выше, чем без них. Наша Гипотеза №1 оказалась верной!

             В ходе проведения эксперимента и обработки опросных листов выявилось одно очень важное наблюдение. Часть респондентов на вопрос «Сколько точек на окружности?» написали определенное число точек   при правильном ответе - «Множество точек». Анализируя эти полученные неверные ответы учеников,  я пришла к интересному выводу – во время эксперимента жестами сопровождалось выражение «состоит из множества точек». Учащиеся глазами «поймали» невербальную информацию, передаваемую рукой ведущего – обозначение рукой множества точек на окружности и просто посчитали сколько раз рука ведущего изобразила точку. Вербальный канал в этот момент не был активным. Смысл слов отошел на второй план.

       Еще один важный вывод по полученным результатам эксперимента: жест учителя должен быть точно продуман, аккуратен  и использован как сопровождение смысла слов.

  Гипотеза 2. Школьные жесты являются универсальными для всех учеников.

 

            Для  проверки Гипотезы №2 я решила провести   анкетирование среди нескольких школ из разных городов и районов Москвы. В опросе принимали участие ученики ГБОУ СОШ 1262 г.Москвы, СОШ № 468  г.Москвы,  СШ № 189  г.Киева. Всего 74 респондента.

Словарь предложенных для исследования жестов включал 15 знаков. (Анкетный лист  размещен в Приложениях).  Было предложено расшифровать значение одних и тех же жестов.

Результаты опроса:

  • Верно распознано - 602

  • Частично верно - 176

  • Не верно - 148

  • «Не знаю этот жест»  - 184

 

 

 

ВЫВОД: Гипотеза  №2 о том, что школьные жесты являются универсальными для всех учеников,  не подтвердилась. Значение жестов оказалось разным  у 13% опрашиваемых, а 17% вообще не смогли расшифровать их значение. 

 

  
Бесплатный хостинг uCoz